→ Круизы по сайменскому каналу из лаппеенранты. Морское путешествие по сайменскому каналу, круиз в финляндию. Дополнительные услуги

Круизы по сайменскому каналу из лаппеенранты. Морское путешествие по сайменскому каналу, круиз в финляндию. Дополнительные услуги

Отправление из С-Петербургана автобусе в 10:30 от ст. метро "Черная речка". Переезд в Выборг. Обзорная экскурсия по Выборгу. Выборг - маленький уголок средневековой Швеции на севере Ленинградской области. В ходе обзорной экскурсии мы увидим Часовую башню и руины Кафедрального собора, костел св. Гиацинта и дома зажиточных горожан XIV-XVI вв., Круглую башню на Рыночной площади и, конечно, Выборгский замок с башней св. Олафа. Замок находится на острове в Финском заливе, первые упоминания о нем относятся в XIII веку. Мы пройдем по узким улочкам старого города, полюбуемся площадями и парками Выборга. Желающие смогут подняться на вершину башни св. Олафа, чтобы посмотреть на панораму города сверху. Свободное время. Регистрация на теплоход «M/S Carelia» на пристани Выборгского замка. Отправление в круиз. На борту теплохода нас встретит финский экипаж во главе с капитаном. Во время пятичасового круиза мы пройдем по Сайменскому каналу , по всем восьми шлюзам, поднимающим теплоход на высоту 80 метров, увидим уникальные скальные ландшафты. На теплоходе к нашим услугам ресторан, где нас ждет ужин от финских кулинаров ("шведский стол": мясное или рыбное блюдо, 2 вида картофеля и 2 салата), бар и развлекательная программа. Прибытие в Лаппеенранту. Размещение в отеле Sokos Lappee.

2 день

Завтрак в отеле . Обзорная экскурсия по городу Лаппеенранта с посещением крепости. Этот поселок получил статус города от шведской королевы Кристины в XVII в. Для защиты шведских границ была возведена крепость на мысу, вдававшемся в озеро Сайма. Наспех возведенные валы не смогли защитить город, крепость была захвачена русскими войсками. Уже в конце XVIII века её перестроил граф Суворов. Его работой по праву гордимся не только мы, но и финны, старательно сохраняющие наследие былых времен. Переезд в городок Леми . Мы отправимся в Леми, прежде всего, для того, чтобы попробовать сяря - фирменное блюдо здешних земель. Это баранина, тушеная в деревянном корыте, ее готовят по особой технологии не менее 9 часов. Сяря считается неотъемлемой частью финской кухни. Отправление на автобусе в С.-Петербург. Прибытие в С.-Петербург к ст. метро "Черная речка" ориентировочно в 23:00.

Если вас действительно интересует такой круизный тур, то лучше всего выбирать двухдневную экскурсию. Такие туры организовывают многие туристические фирмы (особенно в Санкт-Петербурге, поэтому вариантов у вас будет предостаточно). Если вы интересовались информацией об этом канале, то наверняка обратили внимание на то, что он соединяет Финский залив с Озером Сайма. Общая протяженность Сайменского канала составляет 43 километра, при этом он включает в себя восемь шлюзов (пять на территории России и три на финской стороне). Впервые канал был открыт еще в 1856 году.

Обычно экскурсия утром стартует в Питере, после чего группа следует в город Выборг, по которому организаторы тура проводят обзорную экскурсию. Сам круиз стартует примерно в 17 часов и проходит на теплоходе «M/S Carelia» (регистрация на теплоход проходит на пристани Выборгского замка). Пятичасовой круиз включает в себе проход всех восьми шлюзов, которые поднимают теплоход на высоту 80 метров, а это в свою очередь дает возможность насладиться не просто красивыми, а завораживающими пейзажами (особенно скальными ландшафтами). На теплоходе есть ресторан, в меню которого большой выбор разных блюд финской кухни, бар, развлекательная программа.

Около 21 часа 45 минут теплоход пребывает в Лаппеенранту, после чего группу отвозят в город Иматра, который расположен в 40 километрах и расселяют в отеле. Второй день начинается с завтраки и экскурсии по Иматре. Этот финский город может порадовать такими интересными местами как грандиозный каньон, старейший финский заповедник – Королевский парк, легендарная гостиница-замок и многие другие.

Далее следует обзорная экскурсия по городу Лаппеенранта, где наибольший туристический интерес вызывает возведенная на берегах Саймы крепость, которую построили в 18 веке для российских нужд и ее основателем является граф Суворов. Сейчас этим сооружением гордятся не только россияне, но и финны, которые всяческие стараются сохранить это исторически-культурное наследие. Желающие могут провести свободное время в этом городе или съездить в соседний городок Леми. Группа пребывает в Питер примерно в 11 часов вечера.

Для того чтобы принять участие в таком туре вам потребуется наличие медицинской страховки и действующей визы. Речь идет не только об этом туре, но и о любом другом посещении Финляндии. Некоторые туристические фирмы оформление документов берут на себя, но, конечно же, не бесплатно, за это нужно будет заплатить примерно 70 евро.

Ориентировочная стоимость тура, без учета оформления документов составляет 150-170 евро. Обычно стоимость включает в себе переезды на комфортабельном автобусе, услуги гида, ночевка в гостинице и непосредственно сам круиз. А дополнительно придется заплатить за ужин на теплоходе (примерно 25 евро с взрослого), портовый сбор – 6 евро и другие расходы на питание, приобретение сувениров и прочее.

За Сайменским каналом мы обычно наблюдаем из окна автомобиля или автобуса. Сайма манит солнечными бликами на синей глади, хочется остановиться и прогуляться до берега. Но останавливаться нельзя: пограничная зона. А вот прокатиться на кораблике из Выборга в Лаппеенранту можно и нужно.

В первую очередь потому, что Сайменский канал - уникальное сооружение. Это не природа так задумала, а люди пробили в скальных породах между озерами каналы и замкнули их в единую цепь. И теперь, через 150 с лишним лет, мы можем любоваться местными красотами с борта теплохода.

Но об истории позже, сначала о практической стороне вопроса. Поехать в круиз по Сайме очень просто. От Лаппеенранты до Выборга и обратно курсирует старый, но не потерявший резвости, немецкий пароходик «Карелия». Билеты от пункта до пункта дает право на передвижение на пароходе из точки А в точку Б. Хотите большего - купите круиз, который включает в себя более широкий спектр услуг: помимо самого путешествия, ужин на пароходе, размещение в отеле и обратный трансфер.


Но сначала надо добраться до Выборга. Это можно сделать автобусом, маршруткой или электричкой. К сожалению, летом в Выборге не останавливается «Аллегро». Из всех предложенных вариантов самый удобный – электричка, которая уходит с Финляндского вокзала, причем скорая - «Ласточка» - долетит до Выборга за один час пятнадцать минут. Чуть дороже обычного, но зато быстро и кресла удобные. Кроме того, можно добраться до Выборга и на большом туристическом автобусе.


Если вы не собираетесь останавливаться в Лаппеенранте и хотите рвануть вглубь Финляндии, можно, например, за 4 евро доехать до Йоенсуу или за 5 евро до Хельсинки на автобусе компании Onni. Недавно они открыли , который следует из Хельсинки в Йоенсуу через Лаппеенранту.

Однако, что бы вы ни планировали, собираясь в это путешествие, настройтесь на пять с половиной часа созерцания сайменских волн и суровых скал, поросших кустами и деревьями. На мой взгляд, это путешествие – просто терапия души. И начинается она на причале в Выборге. Время отправления - 16.15, прибытие в Лаппеенранту – 21.45.

На борту

Нас, питерских, часто обвиняют в том, что, мол, заелись, в Финляндию за фейри и сыром ездят. Между тем, ничего особенного в этом нет. Финны тоже к нам ездят не только за бензином. Водные круизы на «Карелии» пользуются у соседей большой популярностью. Во-первых, дешево, во-вторых, для финнов старшего возраста такая поездка – возможность побывать в старом финском городе Виипури. Ну и покупок наши соседи не чураются. Везут веники, льняные салфетки, выборгские крендели, даже наши овощные закрутки и чай.


«Карелия» отчаливает вовремя и направляется в бухту Защитная, где начинается Сайменский канал. Пассажиры высыпают на верхнюю палубу, наслаждаясь солнцем и озерными красотами, мужская половина – пивом, купленным в Выборге.


После первого со стороны России шлюза «Брусничное» начинается 20-километровая территория, аренда которой была продлена несколько лет назад договором между Россией и Финляндией.


Говорят, шлюзование совершено безопасная операция, но когда вода начинает прибывать в закрытую камеру, а между стенкой шлюза и бортом – буквально пара метров, становится немного тревожно. Хотя к концу путешествия привыкаешь и воспринимаешь эти подъемы как само собой разумеющееся.

Пока мы идем по российской территории. Живописные озера Малое и Большое Цветочное, Большое Илистое и Нуйямаярви соединены между собой узкими рукотворными каналами. Невозможно представить, что все это сделано людьми, но факт остается фактом. Лично для меня Сайменский канал такое же чудо, как Египетские пирамиды или Собор Парижской богоматери.


Справа – отвесный скальный берег, слева – идиллические лужайки с редкими палатками, а то и роскошными дачами (как говорят, пограничных генералов). Судя по тому, что посторонние на этой территории не ходят, так оно и есть.


Граница между Россией и Финляндией проходит по озеру Нуйямаярви. Ее можно было бы и не заметить, если бы не изменилась обстановка: на левом берегу появились гуляющие люди, машины и даже пасущиеся кони. И никакого пропуска в приграничную территорию не нужно. Кстати, где-то на берегу Сайменского канала мы видели поля клубничной фермы. Но сборщиков уже не было. Они работают утром.


К моменту пересечения границы мы уже отобедали лососем, и вскоре пришло время предаться культурным развлечениям. Не знаю, как сейчас, а во время нашей поездки культурную программу вел певец по имени Keorki, ради которого «Карелия» причалила к берегу сразу после пересечения границы. Он прибыл с мобильной аппаратурой, расположился в кают-компании, и началось действие под названием хоровое пение. Представьте, полное помещение людей, все с песенниками, Георгий называет номер песни, все шелестят страничками, открывают нужную и начинают петь под аккомпанемент ведущего. Это очень трогательно, поверьте, и совершенно не похоже на караоке: такая душевная и объединяющая акция…


История вопроса

«Сайма – уникальная озерная система, площадь которой равна территории Бельгии. Больше нигде в мире нет такой длинной и изрезанной береговой линии. Мысль о создании канала посредством соединения природных озер смущала умы здешних жителей еще в середине 15 века, однако материальная и техническая возможность осуществить дерзкую идею появилась только в середине 19 века. Начатый в 1845-м, при Николае I, законченный в 1856 году при Александре II, названный «царским», Сайменский канал по тем временам был прогрессивным гидротехническим сооружением.

Интересно, что в день открытия канала в Выборге загорелся замок, и пожар был чреват большими последствиями, поскольку в непосредственной близости находились боеприпасы, но все обошлось благополучно благодаря мужеству огнеборцев.

В эксплуатацию канал был сдан на 4 года раньше намеченного срока и обошелся казне дешевле запланированного – почти 12 с половиной миллионов финских марок. Как утверждают историки и газеты тех времен, это стало возможным благодаря распорядительности и честности финнов, которые строили канал, а также дешевизне рабочей силы, в том числе и арестантской, которая здесь использовалась.


Те же источники сообщают, что польза от канала была бы значительно больше, если в его строительство не вмешались выборгские купцы. Путем всевозможных интриг они добились того, чтобы канал сделали узким. Чтобы пройти в Финляндию вверх по каналу суда шириной более 7 метров были вынуждены перегружать свой товар в Выборге на так называемые сайменские баржи, построенные специально под размеры канала.

И, тем не менее, невозможно было недооценить значение нового сооружения. По каналу в обе стороны устремились мощные грузовые потоки. Потребовались новые суда и паровые машины, вследствие чего стало бурно развивалось судо- и машиностроение.


И, наконец, благодаря каналу в Южной Карелии начался настоящий туристический бум. Сюда хлынули состоятельные туристы из России и Европы. В лучшие сезоны количество пассажирских судов, проходивших ежедневно по каналу, доходило до 27. В финских путеводителях тех времен, коих издавалось множество, можно найти информацию о Сайменском канале и его окрестностях, о расписании пароходов, о том, где можно нанять лошадей, о гостиницах, курортах, развлечениях и ценах. Целая флотилия роскошных пассажирских ходила по Сайме. Туристические маршруты вели не только в Лаппеэнранту, но и в Куопио, Йоенсуу, Иматру, Пуанкахарью и Савонлинну.


Особенно модными были путешествия на иматранские пороги – Иматранкоски. Среди состоятельных петербуржцев существовало даже такое выражение – «прокатиться на пороги». Во время российских праздников гостиницы Финляндии заполнены туристами из России. Стоит заметить, что уже в те годы состоятельные петербуржцы покупали дачи по берегам канала. Самой известной из них была дача министра иностранных дел России А. Вон Гиерса».

Как узнаваемо все это звучит сегодня! Одна разница – моды изменились, и путешествия стали доступнее.



Миновав промышленный порт, мы подходим к последнему, восьмому и самому большому на Сайменском канале шлюзу Мялкиа. Перепад высоты здесь достигает 12,4 метра. Добравшись до конечного пункта, «Карелия» поднялась больше, чем на 75 метров. Мы входим в гавань Лаппеэнранты, освещенную малиновым закатным солнцем, которое садится за бастионом».


В России построено несколько каналов, о которых мы знаем из школьной программы. Но мало кому известен Сайменский канал, соединивший Балтийское море с озером Сайма в Финляндии. А между тем, это единственный в России искусственный водный путь, связывающий Россию с другим государством.

Фактически, Сайма – это не одно озеро, а водное пространство, состоящее из 187 888 озер.

Построенный в XIX веке водный путь имел 28 шлюзов, его протяженность составляла 57,3 км, причем, 31 км были прорыты, остальная часть канала проходила по озерам. Сайменский канал значительно сократил торговый путь между Карелией и Саволаксом и поэтому имел большое значение для экономического развития этих территорий.

Саволакс – так называлась провинция Саво, когда Финляндия входила в состав Швеции .

Круизы по Сайменскому каналу (Выборг - Лаппеенранта)

В основном канал используется для грузовых перевозок, но в летний период по нему также ходят круизные суда.

Можно отправиться в короткое путешествие и осмотреть канал за пять часов. Кроме того, туристические фирмы организуют круизы продолжительностью один или два дня, включающие обзорные экскурсии по Выборгу и Лаппеэнранте.

Стоимость проезда по маршруту Выборг - Лаппеенранта и Лаппеенранта - Выборг составляет 60-70 евро (в одну сторону). Стоянка корабля, отправляющегося в круиз по Сайменскому каналу, находится около Выборгского замка (на другом берегу протоки).

Ориентировочная стоимость круиза на одного человека с учетом проезда на автобусе из Санкт-Петербурга до Выборга и обратно составляет:

  • На один день – от 119 евро
  • На два дня - от 200 евро.

Карта Сайменского канала

Сайменский канал - описание

В настоящее время Сайменский канал имеет 8 шлюзов, длина сооружения составляет 42,9 км, из них 19,6 км проходит по России и 23,3 км – по территории Финляндии. Ширина водного пути – от 34 до 55 метров.

Сайменский канал доступен для плавания речных, озерных и морских судов, период навигации составляет в среднем девять месяцев. Максимальные габариты судов: длина - 82 метра, ширина - 12,2 м, осадка - 4,35 м, высота - 24,5 м.

На территории Финляндии находится три шлюза, на территории России – пять, а самый большой из них – Малкия, это первый шлюз со стороны Финляндии. Высота подъема в этом шлюзе – 12,4 м, а самый маленький шлюз – Цветочный, здесь перепад высот 5,5 метров. Как правило, шлюзование в каждом из шлюзов занимает не более 10 минут.

Вместе с тем, для тех, кто прошел на теплоходе по Волго-Балтийскому каналу , шлюзы Сайменского канала не произведут большого впечатления. Для сравнения – шлюз №6 Пахомовского гидроузла - самый высоконапорный и глубокий шлюз Волго-Балта, высота его подъема составляет 20 метров.

Сайменский канал - строительство

Мысль соединить Выборгский залив и озеро Сайма впервые пришла губернатору Выборга Эрику Туресону Бьелке. По его инициативе в начале XVI века был прорыт так называемый Старый канал длиной 118 метров и шириной 5,3 метра. Примерно через 100 лет была предпринята вторая безуспешная попытка соединить залив с озером.

Уровень Финского залива на 76 метров ниже уровня озера Сайма и, чтобы соединить их, необходимо было построить шлюзы. Однако, в то время технических возможностей для их сооружения не было, а без них канал мог превратиться в реку с порогами и быстрым течением.

Очередные проекты были предложены при Екатерине II и Николае I, но каждый раз на реализацию идеи не хватало средств. И наконец в 1835 году, когда губернатором Великого Финляндского княжества был Александр Меншиков, начались изыскания по строительству. Проект был одобрен Николаем I и в 1845 году начались строительные работы.

Сайменский канал был построен в сентябре 1856 года, когда российским государством правил Александр II. В память о двух императорах, поддержавших грандиозное, по тем временам, строительство, имена Николая I и Александра II выбиты на гранитных плитах на финском и русском языках. О важности построенного Сайменского канала говорит тот факт, что перед началом Первой Мировой войны за период навигации по нему проходило 13 тысяч судов, перевозивших 700 тысяч грузов.

Вместе с тем, возможности водного пути были ограничены - по нему могли пройти суда только небольших размеров. Но начинать новую стройку в то время было невозможно из-за отсутствия средств и нестабильности, как в экономике, так и в политике.

После Второй Мировой войны канал оказался разделенным на две части, принадлежащих СССР и Финляндии. В середине 50-х годов, когда экономика Финляндии стала восстанавливаться, для дальнейшего развития ее юго-восточной части потребовался удобный выход к морю. Чтобы использовать для этой цели Сайменский канал, необходимо было отстроить его заново.

В 1962 году было подписано соглашение, в соответствии с которым часть Сайменского канала, расположенная на территории СССР, вместе с прилегающей территорией передавалась на 50 лет в аренду Финляндии. С 1963 по 1968 год прошла реконструкция канала, в результате которой возможности сооружения, в том числе и шлюзовых камер, были значительно увеличены.

В 2011 году подписан новый договор, согласно которому в последующие 50 лет Сайменский канал, как единый комплекс, будет также находиться под управлением Финляндской республики.

Сайменский канал очень красив – он проходит через скалы и озера, над ним перекинуты мосты, некоторые из них разводятся. С борта теплохода открываются великолепные пейзажи. Круиз по каналу часто совмещают с осмотром достопримечательностей Выборга . Также эти места популярны у рыбаков, здесь водятся щука и окунь, озерный лосось и налим, семга и форель.

Совершив первую поездку из Санкт-Петербурга в Финляндию, обратили внимание на то, что значительная часть автомобильной трассы проходит вдоль искусственного канала. Заинтересовались, полезли в книжки и Интернет. Выяснили, что уже со второй половины XIX века финское озеро Сайма и Выборгский залив Балтийского моря связывает судоходный Сайменский канал общей протяженностью без малого 60 км. Естественно, возникло желание «познакомиться» с этим гидротехническим сооружением поближе.

Как добраться до Сайменского канала?

Экскурсии по Сайменскому каналу организуют теплоходами как из Выборга, так и из финского городка Лаппенранта. Переход занимает пять с половиной часов. Из-за ограниченности во времени мы выбрали другой вариант: автобусная экскурсия в Финляндию с двухчасовой прогулкой на теплоходе по каналу за первый шлюз.

Начало поездки не сулило безмятежного отдыха – от самого Питера до границы дождь струйками разбегался по автобусным стеклам. Однако, к нашему прибытию на причал Лаппенранты солнце почувствовало себя смелее. Зонты были спрятаны.

Погрузка на теплоходик прошла энергично, и вот мы уже отчаливаем. По правому борту – причалы для стоянки яхт и катеров. Их количеству может позавидовать иной южный курорт!

Через несколько минут мы уже выходим из бухточки на просторы озера Сайма.

Берега начинают сближаться, мы входим в канал. Глядя на эти аккуратные откосы, выложенные гранитными плитками, ухоженные газоны, трудно себе представить весь титанический объем грубой, черновой работы, предшествовавшей сегодняшнему порядку.

Больше 36 км гранита пришлось расколоть, взорвать, распилить, выгрызть, чтобы создать искусственное русло глубиной чуть больше 5 метров и шириной 30-34 метра.

Еще 23 км канала – это природные реки и озера.

В двух километрах от начала канала находится первый из восьми шлюзов – Мялкия. Конструкция всех шлюзов одинакова. Верхние ворота – подъемно-опускные, нижние – распашные. Ширина камеры – 12,5 м, длина – 85 м.

Различаются шлюзы только высотой перепада воды. Мялкия – самый впечатляющий лифт, поднимающий (опускающий) суда на 12,4 м.

Вдумайтесь: уровень Сайменской озерной системы почти на 80 м выше уровня воды в Выборгском заливе! На всем протяжении канала построено 8 шлюзов, которые обеспечивают судоходство.

Мысли о соединении Сайменской озерной системы с Балтийским морем искусственным каналом издавна не давали покоя правителям здешних мест. Но несовершенство техники и технологий, а главное - отсутствие достаточного финансирования препятствовали реализации смелых планов. Только российский самодержец Николай I, осознавая необходимость обустройства территорий, вошедших в состав империи после русско-шведской войны, принял решение о строительстве канала. Земляные работы начались в 1845 году. Торжественное открытие канала состоялось уже при императоре Александре II, в 1856 году.

А через 5 лет добрая половина экспорта финского леса шла через канал, восточная Финляндия оказалась более доступной для путешественников, среди состоятельных петербуржцев стало модным строить дачи на живописных берегах канала.

Интенсивная эксплуатация канала осуществлялась вплоть до войны 1939 года между СССР и Финляндией. После завершения войны канал оказался разделенным между двумя государствами. Только в 1962 году (!) было подписано соглашение, по которому Финляндии передавался в аренду на 50 лет сам канал и прилегающие территории. Сразу же, с 1963 по 1968 годы была проведена реконструкция шлюзов для прохода более крупных судов. Вместо первоначальных 15-ти шлюзов было построено 8, с одновременной разработкой нового, более широкого русла.

Тем временем, теплоход вышел из шлюза и на ближайшем широком месте развернулся в обратный путь. Оставив справа по борту ворота старого шлюза, мы входим в камеру современного Мялкия.

Каких-то десять минут бурлящей воды вокруг – и мы на верхнем «этаже» канала.

Северный август словно позволил рассмотреть устройство канала, шлюза и снова нагнал на нас дождевые тучи.

Впереди показался фонтан, устроенный посреди бухты, - путешествие подходит к концу.

Мы еще раз вернулись к шлюзу Мялкия, чтобы увидеть всю картинку с берега. Чтобы увидеть заросшее камышом старое русло.

Чтобы увидеть новое русло.

Чтобы увидеть российские яхты, возвращающиеся в родной порт.

Возвращающиеся по водному пути, который сами фины признают заслугой России и российских императоров.

 

 

Это интересно: